«Молочный тупик» смастерили перекупщики при поддержке власти 16.10.2012
На примере одного только сюжета о закупочных ценах на молоко с сельских подворий можно составить полное впечатление о том, кому служит наше государство.
Городской житель покупает литровую пачку молока в супермаркетах за 9-12 гривен. Сельский житель продает молоко скупщикам за… 1 гривну 60 копеек. А на молокоперерабатывающие предприятия молоко приходит уже за 4 гривны. То, что в отрасли хозяйничают спекулянты, видно невооруженным глазом.
Официальный оптимизм
В начале сентября, строго перед выборами, Кабмин установил минимальную закупочную цену на молоко у населения - 2,2 гривны за литр.
- Ситуация, когда у населения покупают молоко по 1,6-1,8 гривны, недопустима, - хмурил брови Азаров, - 70% молока производят частные сельхозпроизводители. Их нужно защищать от спекулянтов.
Хочется аплодировать решительности и мудрости премьера. Но сердце тревожат смутные сомнения. Прошел уже месяц, но до сих пор никто не знает, как выполнить задание Азарова. Кто и каким образом должен контролировать скупщиков, чтобы у крестьян молоко покупали не по 1,5 гривны? В управлении агропромышленного развития нашей ОГА говорят, что делается это элементарно! Всего-то и нужно, что следить за заключением договоров между скупщиками и селянами. А если скупщик отказывается заключать договор или в нем не указана цена - не выдавать ему ветеринарные справки.
- Такие меры предпринимались и будут предприниматься, - заверил нас начальник управления Вадим Удовицкий. - Здесь должны подключаться и председатели сельсоветов, и ветеринарная служба.
Значит, крайних, в смысле – исполнителей, нашли. Но закупочные цены, вопреки азаровскому оптимизму, не меняются.
Экономика коровы
Жительница пригорода Днепропетровска Лариса убеждена, что в Украине коров скоро можно будет увидеть только в зоопарке. Молоко со своего подворья она несколько лет подряд продает скупщикам из Харькова. Договоров никто заключать не предлагал. А последние два месяца скупщики вообще платить перестали.
- Сейчас, правда, к нам другие люди ездить стали. Я так поняла, что на их заводе поменялось руководство, и нам стали потихоньку возвращать долги, – говорит она. - И платят по 2,2 гривны, а не 1,8, как раньше. Мне хватает - у нас и сено, и овощи на прокорм скоту свои. Для других этих денег мало все равно, ведь тонна сена стоит тысячу гривен, а для одной коровы нужно 2-2,5 тонны. Если все для содержания скота приходится покупать, то смысла держать корову нет. Вот и не держат, а в магазине стоят бутылки «молока», где молоком и не пахнет.
Селянка Ирина говорит, что реальная закупочная цена за литр молока должна быть 4-5 гривен. Иначе смысла держать корову нет – то на то и выходит.
- Если бы не память о матери, мы бы корову не держали. Нам платят по 2 гривны. Ездит по улице молоковоз, а чей он – мы не знаем, - вздыхает она.
- Нам только недавно стали по 2 гривны платить, раньше - по 1,5 гривны. Скупщики, насколько знаю, возят молоко в Токмаковку. Мы у них спрашиваем, почему так дешево, а в ответ - крик: «Не нравится - продавай другому», - подхватывает соседка Марина. – А куда нам молоко девать? Мы от скупщиков зависимы.
- А к нам из Никополя ездит молоковоз. Давали по 1,60 за литр. Мы с ними жутко скандалили - лето засушливое, корма для скотины нет, - рассказывает сельский житель Павел. – Они чего-то испугались и вдруг подняли цену на 10 копеек. Договор нас заставили какой-то подписать, но в нем цены нет. А еще у нас другой молоковоз ездит, кажется, с ООО какого-то, они еще на 10 копеек больше дают – рупь-восемьдесят. И набрасываются на водителя молоковоза из Никополя, угрожают, чтобы он не ездил сюда.
Молоко в избытке?
- Мы слышали, что молокозаводу доплачивает государство, чтобы они нам потом эти деньги давали, - говорит Светлана. - Но нам как платили по 1,70, так и платят. Зимой, правда, когда молока мало, бывает, до 2,5 гривны доходит. Но посмотрите на цену молока в магазинах - там и зимой, и летом одинаково, в 5 раз дороже. Я, допустим, работаю и могу корову прокормить, чтобы дома были молоко и сливки. А как могут их держать безработные или пенсионеры? Они криком кричат, что лучше молоко в землю будут выливать, чем за такие копейки продавать.
- Мы счастливы, что успели к частникам примкнуть - они по 3 гривны нам платят и потом на базар везут. А соседям приходится на молоковоз из Никополя сдавать, и до 2 гривен цена недотягивает. Они как-то на руководство молокозавода вышли, а им ответили: мол, дотаций никаких они от государства не получают, поэтому больше платить не будут, - рассказывает селянин Родион.
А вот у селянки Надежды - свой молоковоз и собственный охладительный танк. Можно сказать, что она – селянин-посредник. Но заключить договор с молокозаводом не может, кооператив не оформлен. Надежда тоже продает молоко скупщикам. Те ей платят по 2,4 гривны за литр, а 1,8 гривны она отдает производителю. Тем и живет. Говорит, что молока много, и куда его девать, не знает. Поэтому в то, что скупщики будут ей платить больше, не верит.
- Сырзаводы стоят, молоко в избытке, - говорит Надежда. - Я понимаю, что все это политика. Но думаю, что власть должна помочь. Всех дел – нужно сельсовету выдать нам форму 3-ДФ («О праве физлица на получение дохода от налогового агента без содержания налога». - Авт.), прикрепить нас к какому-то молокозаводу, чтобы мы могли напрямую туда молоко сдавать. Но форму нам эту не дают, требуют оформления госакта на землю. А это – немаленькие деньги и очень много времени!
Вся печаль заключается в том, что доплачивать крестьянам никто на молокозаводах и не собирается. Да, заводы освободили от НДС, чтобы эти 20% шли на компенсацию затрат производителя молока. Но селяне – не плательщики НДС. Поэтому появились фирмы-посредники, именно им через казначейство 20 числа каждого месяца идут суммы компенсации.
- У бабушек мы по 2,5 гривны молоко закупаем, но этот объем – 10% от всего молока. А остальное у крупных хозяйств берем по 3 гривны, - говорит председатель правления днепропетровского молкомбината «Злагода» Елена Кирия.
Но как мы только что выяснили, 2,5 гривны получает не бабушка, а посредник. Сколько он отдает селянам, завод не интересует.
- Мы же не знаем, откуда скупщик молоко привез и сколько составили его затраты на бензин, - говорит Кирия.
Селяне боятся власти
Токмаковский молокозавод отказался от крестьян. Говорят, что с марта он закупает молоко лишь у сельхозпредприятий по 3,50. Селянам платили меньше. А 60 копеек из этой цены получали скупщики. Почему завод отказался от крестьян? Те, по словам руководства, напрочь отказывались подписывать какие-то договоры, боясь, что их, не дай бог, обложат налогами.
Сельских бабушек понять можно - они запуганы нынешними порядками и ценами. Потому, кстати, многие из них не хотят оформлять документы даже на своих телят, чтобы попытаться получать ежеквартально обещанные государством 250 гривен за одну голову скота. Эту систему предложило правительство: селянину нужно оформить паспорт на теленка, написать заявление, собрать еще целый ряд документов и отдать в сельский совет.
В управлении агропромышленного развития области говорят, что с июня такой помощи уже раздали 4 млн. 594 тысячи. Кому? Все двадцать моих собеседников из семи сел области денег не получали. Одни говорят, что слышали о ней, но в сельсовете им в помощи отказали - якобы ничего не знают. Другие говорят, что от государства ничего хорошего ждать не стоит, поэтому даже пытаться получить эти дотации не будут. Третьи просто ничего не знают.
А откуда они могут узнать о государственных деньгах? Кто и зачем будет проводить разъяснительную работу, если правительственные миллионы уже среди кого-то распределили?
Выход из тупика есть?
По оценкам экспертов, четыре с половиной миллиона сельских жителей не имеют работы. Они живут с огорода, и только продажа продукции крестьянского подворья дает им живые деньги. Молоко ведь в магазине на тетрадки для ребенка не обменяешь, значит, урожай, мясо и молоко нужно продавать. Причем молоко нужно продавать ежедневно.
Мы обратились к экспертам. В украинском Клубе аграрного бизнеса отказались от комментариев без объяснения причин. В Укрмолпроме недружелюбно рявкнули, что, мол, не имеют они права вмешиваться в вопросы ценообразования, и посоветовали звонить сразу в министерство. В Европейской бизнес-ассоциации прямо заявили, что вопрос регулирования закупочных цен – политический. А политические вопросы они не комментируют.
Выход из молочного тупика на самом деле один – возрождение системы сельскохозяйственных производственно-потребительских кооперативов. Тех, что полностью охватывали село во времена советской власти. Сельхозкооперативы – это не анахронизм, они работают во всем цивилизованном мире. И именно они оказались самыми устойчивыми объединениями в условиях мирового экономического кризиса. Только через кооперативы селяне смогут избавиться от монополии любых спекулянтов и посредников, диктовать переработчикам свои экономические условия.
Государство это якобы тоже понимает. В предвыборное время Азаров и профильный сельский министр Присяжнюк многократно заявляли о том, что государство намерено выделить 100 миллионов на поддержку сельских кооперативов через систему Украгролизинга. Тут тебе неплохие условия и по процентной ставке, и по срокам и по условиям приобретения техники.
Слова есть, а вот реальных дел почти не видно. Да их и не может быть, ведь все самые «свежие» украинские миллиардеры из рейтинга Форбса заработали свои миллиарды именно в селе. Если крестьяне объединятся – упадут прибыли сельхозбаронов и посредников.
Например, в Беларуси молочную отрасль объявили стратегической, ибо она обеспечивает экономический суверенитет стране. Там даже продлили мораторий на продажу акций молочных предприятий, а сельским кооперативам, к примеру, дают в очень льготный лизинг от государства молоковозы. В Украине такой государственной политики быть не может в принципе, ведь у нас уже отменили мораторий на продажу земли и готовятся к спекуляциям. Риторический вопрос: у кого проще по дешевке скупить земельные паи – у бедного селянина или у богатого? Ответ, думаю, понятен всем. Поэтому из села вытягивают последние копейки: молоко отдали на откуп перекупщикам, зерно в приказном порядке за минимальную цену ссыпают в общак, и таких примеров масса.
А горожане пьют дорогущий напиток под названием «молоко», в котором молока то и нет…
Ольга Юдина
Газета ГОРОЖАНИН